Озеро, как точка соприкосновения. Школа-практика – новый метод взаимодействия молодежи и академической науки

Организаторами школы выступили Институт проблем промышленной экологии Севера Кольского научного центра РАН и Институт водных проблем Севера Карельского научного центра РАН. Мероприятие поддержано грантом Проектного офиса развития Арктики (ПОРА).

Школа была задумана как второй этап VI Международной конференции молодых ученых «Водные ресурсы: изучение и управление», прошедшей в сентябре 2020 года в Петрозаводске. В ней приняли участие около  30 молодых ученых, живущих и работающих на Севере России: в Апатитах, Мурманске, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Калининграде, Вологде и Архангельске. Лекции и практические занятия провели научные сотрудники Кольского и Карельского научных центров РАН. В дистанционном формате выступили партнеры школы из России, Финляндии и Китая.

Во время теоретических и практических занятий участники школы получили знания об антропогенном и климатическом воздействии на водоемы, рациональном природопользовании, об охране и управлении водных ресурсов, а также базовые знания о работе разных специалистов-лимнологов (гидрофизиков, гидрохимиков, гидробиологов, ихтиологов). Под руководством опытных ученых участники познакомились с основами весенне-зимних исследований водоемов со льда: отбирали пробы воды и донных отложений, измеряли температуру, минерализацию, мутность, прозрачность и другие параметры воды, а также занимались лабораторной подготовкой и камеральной обработкой отобранных образцов. Например, часть участников школы получила ценный опыт исследования живых организмов при помощи микроскопа, а ихтиологическая группа овладела основами лабораторного разделывания рыбы и исследования рыбной чешуи под бинокуляром.

Как рассказал один из руководителей школы, старший научный сотрудник ИППЭС КНЦ РАН Захар Слуковский, слушатели получили теоретические знания и практические навыки, которые может дать не каждый университет, поскольку большинство вузов ограничивается общими представлениями о лимнологии. Захар Иванович отметил, что полярная школа-практика в будущем поможет привлечь начинающих ученых в региональные научные центры, чтобы заниматься лимнологией и смежными дисциплинами.

- Для специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов это замечательная практика и возможность познакомиться с местными условиями, сотрудниками, природой. В столицах молодые люди часто жалуются на то, что нет работы по специальности, а у нас, наоборот, нехватка молодых кадров. Может быть, именно здесь произойдет точка соприкосновения этих двух запросов, – подытожил ученый.

В последний день школы-практики участники подготовили и защитили доклады по группам: гидрофизики, гидрохимики, гидробиологи и ихтиологи. Для некоторых из них это был первый опыт публичного выступления, а кто-то впервые столкнулся с новой для себя областью знаний. Кураторы групп и организаторы школы-практики отметили высокий первоначальный уровень подготовки ребят и хорошую способность к усвоению нового. По окончании мероприятия были вручены сертификаты об участии в школе-практике.

Следует добавить, что в ходе работы школы-практики участники получили не только научные знания по лимнологии. Во время ice-breakparty известные в Мурманской области и за ее пределами популяризаторы науки Дмитрий Степенщиков, Владимир Даувальтер, Захар Слуковский и Дмитрий Денисов провели научно-популярные лекции с оживленной дискуссией после докладов. Кроме того, один из дней участники посвятили экскурсиям в Музейно-выставочный центр АО «Апатит» и Полярно-альпийский ботанический сад-институт.

Организаторы школы-практики, молодые лимнологи и их преподаватели выражают надежду, что мероприятие станет традиционным и поможет в будущем укрепить связи между исследователями разных регионов и стран.